0
Сильвер

Нашел очень интересный текст

Recommended Posts

Нашел очень интересный текст. Может быть и Вам понравится.


[b]Анализ ситуации и перспективы Российского среднего медицинского образования.[/b]

Российскому медицинскому образованию свойственны беды как общие для образования в стране, так и совершенно специфические. Из общих бед следует отметить неоднородность распределения образовательных учреждений. Не говоря уж о селах, деревнях и поселках, медицинских образовательных учреждений нет даже во многих крупных европейских и сибирских городах России. При этом заочная форма обучения медиков не практикуется. Очный способ подготовки медиков приводит к однозначным результатам: молодые люди для получения образования уезжают в крупные города, где обживаются за время обучения. Там они привыкают к материальному и культурному уровням жизни, более высоким, чем в провинции. И стимулов возвращаться у них просто нет.
Из специфических бед медицинского образования, в первую очередь следует упомянуть низкую оплату педагогов. Даже в Москве, даже при платном обучении студентов, зарплата преподавателя медицинского колледжа составляет 122 рубля в час. При нагрузке в 20 часов в неделю это составляет чуть меньше 10 000 рублей в месяц. И это в Москве. Можно ли ожидать, что квалифицированный специалист пойдет работать за такие деньги? И может ли неквалифицированный специалист, согласный работать за 10 000 рублей в месяц, подготовить квалифицированного медика?
Таким образом, проблему в российском начальном и среднем медицинском образовании можно коротко охарактеризовать так: «Это образование ориентировано на увеличение количества совершенно безграмотных медработников, склонных к проживанию исключительно в крупных городах России».

[b]Появление дистантного образования.[/b]

[i]Идея дистантного образования достаточно проста. Изначально это были просто лекции ведущих специалистов, записанные на видео (подобно проекту АКАДЕМИЯ, который сейчас показывают по каналу КУЛЬТУРА). Затем эти лекции постепенно превращались во все более занимательные учебные фильмы. Потом эти фильмы стали сопровождаться демонстрациями опытов и лабораторных работ, инструкциями по эксплуатации современного оборудования, компьютеризованными формами экзаменов и зачетов, и т.п.[/i]

Дистантное образование появилось в Австралии во второй половине двадцатого века. Австралия в те времена, как и сейчас, отличалась сильной неоднородностью расселения жителей. В нескольких больших городах группировались университеты и, как следствие, туда стекалась наиболее перспективная и инициативная молодежь. Там создавались высокооплачиваемые рабочие места, там формировались престижные профессии и производства. В результате, молодые люди, отправившиеся для получения образования в Сидней или Мельбурн, за несколько лет обучения адаптировались. И возвращение их в сельскохозяйственные районы становилось проблематичным.
В Австралии эта проблема была решена именно за счет дистантного образования. Достаточно быстро качество обучения здесь значительно превысило средний уровень преподавания даже в университетах Австралии. Ведь на видео записывались именно лучшие специалисты, которые не только превосходно знали предмет, но и весьма интересно рассказывали о нем. Более того, дистантным методом смогли обучаться не только молодые люди. Дистантно смогли обучаться и взрослые, которые в принципе не могли оставить свои рабочие места в удаленных районах ради получения образования или повышения квалификации. Это привело как к повышению требований к качеству дистантного обучения, так и к увеличению стоимости учебных курсов. В результате, австралийское дистантое обучение аккумулировало в себе значительные финансы и стало отдельной отраслью наиболее активно развивающегося образования.

[b]
О перспективах дистантного подхода к обучению Российских медработников.[/b]

Согласно государственному стандарту подготовки фельдшеров, за пределами городов фельдшер имеет те же права, что и врач. Он имеет право проводить диагностические и лечебные работы, на нем лежит ответственность за здоровье пациентов и проч. Такими правами фельдшер наделен именно из-за того, что врачей на периферии не хватает, и не будет хватать в ближайшее время. Ведь врачи, как и прочий медперсонал, также сконцентрированы в крупных городах, где выше зарплата, рабочее место лучше оснащено современным оборудованием, выше культурный уровень и больше перспектив.
Но, как показывает практика, увеличение прав фельдшера не решает проблему. Напротив, никто не стремится после получения образования вернуться в родное село, чтобы начать в одиночку лечить беднеющее и стареющее население отдаленных деревень. А в крупном городе – в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске – права среднего медперсонала ограничены не только госстандартами, но и имиджем. Действительно, о каком престиже фельдшера может идти речь в городе, где не хватает рабочих мест даже для дипломированных врачей (тоже не желающих возвращаться на малую родину и стремящихся к высокооплачиваемой профессии столичного доктора)?
В результате, уровень подготовки среднего медперсонала снижается. А перспектива у профессий, где снижается образовательный уровень, достаточно очевидна. Здесь теряется критика и самокритика. Появляется мистицизм, замаскированный околонаучной терминологией и заимствованными из иностранных языков терминами. Далее снижается спрос на услуги таких «профессионалов», ведь результаты работы всегда говорят сами за себя.
Когда результаты работы таких «профессионалов» становятся не лучше, чем у простых необразованных любителей, снижается зарплата работников и профессия умирает. Подобное происходило со многими профессиями в девятнадцатом и двадцатом веках. Подобное происходит сейчас. Например, «умирание» отдельных направлений врачебной профессии (в разных странах – не в России) обычно сопровождается появлением шумных псевдомедицинских шоу: телевизионных - если страна развита, или религиозных – как это происходит в Африке или Азии. Выступают в таких шоу люди, старательно навязывающие зрителям простенькие рецепты лечения: от икоты, от зевоты, от простуды, от красной волчанки, от гриппа и проч. Такие шоу красочны и хорошо финансируются фарминдустрией, заинтересованной в сбыте продукции безграмотным пациентам.
Единственный выход из такой ситуации – это резкое качественное улучшение образования и подготовки кадров в профессии. Набор в слушатели людей, уже получивших какое-либо престижное образование. Создание атмосферы критичности, мышления… Обеспечение профессии современным дорогим оборудованием. Создание престижа профессии и демонстрация действительно значимых достижений, не нуждающихся в мистификациях.

[b]О возможности и целесообразности дистантного обучения медработников в России.[/b]

Принципиальная возможность дистантной подготовки фельдшеров в нашей стране есть. Государственный стандарт для обучения медсестер предлагает даже, кроме прочего, очно-заочную форму. Обычно такой вид обучения рассматривается как вечернее образование. Но стандарт подготовки медсестер допускает и дистантную интерпретацию.
Конечно, медсестра – это вовсе не фельдшер, как по правам, так и по уровню подготовки. Но стандарт допускает при подготовке фельдшеров производить зачет предметов, пройденных слушателем при получении сестринского образования. А разница в стандартах для подготовки медсестры и фельдшера незначительна.
Тем не менее, для организации дистантной подготовки медиков, требуется ответить на два вопроса:

Первый вопрос - о финансировании работ по созданию дистантного курса. Это не самый простой вопрос, ведь стандарт подразумевает около 3100 учебных часов для подготовки медсестры. А стоимость съемок двадцатиминутного фильма никак не может быть менее 90 000 рублей. Таким образом, съемки дистантного учебного курса обойдутся в

90 000 (рублей за 20минутный фильм) * 3 (фильма в час) * 3100 (часов обучения) = 837 000 000 рублей.

Второй вопрос – о привлечении в слушатели людей грамотных, с хорошим высшим образованием, людей состоявшихся, способных создать профессии престиж и имидж. Людей, способных поставить цели, достойные медицины ХХI века. И людей, способных цели не только ставить, но и достигать.

[b]О привлечении слушателей к курсу дистантного обучения медработников.[/b]

Сегодня вопрос о привлечении слушателей к интересному и содержательному курсу подготовки медработников решается как никогда легко. Подоплекой тому является общая ситуация с медицинским образованием в стране и появление многочисленных околомедицинских шоу. Вся эта псевдопросветительская активность создала у достаточного количества интеллигентных людей стойкое впечатление шарлатанства. По материалам некоторых опросов, люди работоспособного возраста с высшим образованием и престижной профессией вообще предпочитают не обращаться к врачам. А если обращаются, то стараются получить несколько мнений от разных специалистов. Но после получения консультаций, такие люди еще и проверяют рекомендации в Интернете. И все это из-за крайне низкого доверия к врачам.
Именно такие люди в первую очередь являются целевой группой для привлечения слушателей к дистантному курсу. Именно их участие позволяет и профинансировать съемки дистантного курса, и создать престиж и имидж профессии, и достичь многого другого.
Но именно такие люди наиболее практичны. Они не ограничатся просмотром видеодисков и сдачей зачетов. Они захотят конкретности и практичности в применении своих знаний. Они захотят современных лечебно-диагностических методик и оборудования. Они захотят практических лечебных результатов. Их не будут интересовать оправдания и ссылки на отсталость Российской экономики. Они потребуют доступа к клиническим методам и приборам. Они захотят иметь лабораторные данные. Им нужна будет современная аппаратура, такая как томографы и гамма - камеры. Им понадобятся генетические исследования… И главное, им потребуются безопасные, эффективные, контролируемые и прогнозируемые медицинские средства воздействия на организм человека. И если медицина сможет им это дать, то Дистантное Медицинское Образование в нашей стране станет возможным.

[b]Альтернатива дистантному образованию.[/b]

Дистантное образование – это не единственный выход из сложившейся ситуации. В конце концов, в стране образуются мощные региональные медицинские центры, с современной базой и замечательными специалистами. Таких центров создано за последнее время около десятка. Почему бы жителям отдаленных поселков и больших городов не лечиться в этих центрах? Там примут и госпитализируют всех желающих, как обещают нам телевизионные новости.
Кроме того, раз уж среднее медобразование непопулярно у населения, то вполне можно заменить его высшим образованием. В медвузы России конкурс больше 14 человек на одно место. А медвузы сегодня укрупняются, их база улучшается и увеличивается. Так что, может быть, стоит ввести бакалавриат и магистратуру как два уровня образования? Бакалавров использовать в качестве фельдшеров и медсестер, а магистров – в качестве врачей?
У такого «укрупняющего» подхода есть ряд недостатков. Такой подход хорош для тех видов лечения, где можно обойтись кратковременной госпитализацией пациента: в хирургии, в травматологии и т.п.
И непригоден такой подход в тех случаях, когда требуется непрерывное наблюдение за пациентом по месту жительства и работы. Непригоден он в профилактической медицине и при восстановительном лечении, в семейной и муниципальной медицине ему тоже нет места. Даже наблюдение за работниками на производстве никак не укладывается в рамки такого «укрупняющего» подхода.
Везде, где требуется локальный подход, где необходимо постоянное наблюдение за пациентом, где требуется вдумчивое внимательное отношение к одному человеку или малой группе людей, там «укрупненные» медицинские центры непригодны.
А, к сожалению, альтернативы двум предложенным подходам пока не придумано:

- Либо используются «укрупненные» медцентры с применением лечебных методик «конвейерного» типа (как, например, в офтальмологическом центре им. С. Федорова). При этой стратегии незаменима очная форма обучения. Ведь специалист готовится к тому, чтобы занять вполне конкретное рабочее место, рядом с которым он будет жить постоянно. А пациенты будут доставляться к месту работы медика;
- Либо используются средства постоянного наблюдения за пациентом по месту его работы и жительства (как в восстановительной, профилактической, семейной и муниципальной медицине). В этом случае медик должен проживать рядом с пациентами. И это требование должно быть заложено в систему подготовки медработника.

Два упомянутых выше подхода не альтернативны. Ведь кто-то должен направлять пациентов на госпитализацию, если средств консервативного лечения недостаточно. И должен кто-то обеспечивать восстановительное послеоперационное лечение. Но любой пациент в душе надеется, что кардинальное лечение в «укрупненном» региональном центре ему не понадобится. Что можно будет обойтись средствами профилактическими, восстановительными или амбулаторными. И очень хорошо, когда такие надежды пациента сбываются.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Интересно, где был найден этот текст. Если в материалах госдумы, то все это очень хорошо. Может быть делом займутся. Не похож текст на обычный интернет - треп. Похож на кусок из какой-то концепции.

Так, откуда текст-то???

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вот я хотела спросить, прочитав много что в разделе "дистанционное обучение": "Что, действительно можно в компьютерном режиме пройти обучение и получить квалификацию фельдшера? И начать лечить себя и близких без районной поликлиники? И лекции слушать интересных людей?"
Как-то не верится. Неужели что-то разумное наконец-то в жизни появляется???

Share this post


Link to post
Share on other sites
0