Перейти к содержимому


Фотография

Роль бабушек в эволюции человека.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Corin

Corin

    Продвинутый пользователь

  • Проверенные
  • PipPipPip
  • 99 сообщений

Отправлено 24 Октябрь 2012 - 08:55

Бабушки играли существенную роль в эволюции человечества, при помощи математической модели, имитировавшей жизнь племени человекообразных обезьян в течение 60 тысяч лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой «гипотезой бабушки». По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов. Антропологи нашли подтверждения этой теории в популяциях африканцев, застрявших в первобытно-общинном строе.
Группа антропологов под руководством Кирстен Хоукс (Kirsten Hawkes) из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США) проверила эту гипотезу на прочность, построив относительно простую математическую модель, описывавшую жизнь группы приматов, напоминавших по своим повадкам и продолжительности жизни современных шимпанзе.
«Мы попытались проверить, что произойдет с человекообразными обезьянами, которые ничем не отличаются от современных высших приматов, если в их общество добавить „институт“ бабушек», — пояснила Хоукс.
В рамках своей модели ученые наблюдали за тем, как менялась продолжительность жизни после наступления половой зрелости в двух группах приматов — обычных обезьян и стаи с «бабушками». Изначально, средняя продолжительность жизни в двух группах приматов была одинаковой — 28-29 лет, что соответствует аналогичному показателю для диких шимпанзе и горилл.
По замыслу Хоукс и ее коллег, «бабушками» могли стать только самые опытные и пожилые самки — минимальный возраст бабушки составлял 45 лет, а максимальный — 75 лет. Благодаря этому доля бабушек в первом поколении приматов составляла лишь 1% от общего числа самок. Такие бабушки ухаживали за одним двухлетним ребенком, матерью которого могла выступать любая из самок в группе.
Ученые воплотили эту модель в компьютерной программе и проследили, как менялась продолжительность взрослой жизни у представителей двух групп на протяжении 60 тысяч лет раздельной эволюции. Ее «двигателем» выступали случайные мутации, которые увеличивали или уменьшали длину жизни ее носителя и его потомков на некое произвольное значение.
К удивлению антропологов, даже небольшое число бабушек в племени кардинально изменило характер его эволюции. Так, средняя продолжительность жизни обезьян в таких стаях увеличилась до 49 лет, а число бабушек — до 43% от общего числа женщин, за первые 24 тысячи лет эволюции.
С другой стороны, «обычная» группа приматов осталась на том же уровне долголетия, что и шимпанзе и гориллы, на протяжении всех 60 тысяч лет развития.
Таким образом, Хоукс и ее коллегам удалось показать, что гипотеза бабушки справедлива даже для очень абстрактных моделей, в которых отсутствуют характерные признаки человеческих обществ — семейные пары, орудия труда, охота и большой мозг.
«Воспитание в среде бабушек сделало нас более зависимыми друг от друга с социальной точки зрения. Эта особенность повлекла за собой появление целого ряда типично человеческих черт, в том числе семейных пар, большого мозга, способности к обучению и склонности к кооперации», — заключает Хоукс.


#2 СВН

СВН

    Продвинутый пользователь

  • Проверенные
  • PipPipPip
  • 115 сообщений

Отправлено 24 Октябрь 2012 - 12:15

Модель эта проста и часто используется в антропологии. Называется такой подход имитационным моделированием. Суть в том, что множество процессов здесь описывают гистограммами. Гистограммы - это простенький способ описания случайных событий. Например, так можно описывать продолжительность жизни обезьян, калорийность их рациона питания, вероятность гибели детенышей и проч. Труда собрать и обработать информацию для имитационной модели - почти никакого. Написать программу - задачка для первокурсника. Но... для сбора информации надо ехать к обезьянам. В экспедицию!!! И наблюдать!!! Очень симпатичный способ втюхивания бюджетных денег в собственные развлечения. Надо бы сходить в комитет по доказательной медицине и предложить услуги. Может и у них есть лишние деньги для такого втюхивания???

А по-делу, задачка интересная. Если обойтись без дурацкой статистики.

Суть задачки в том, что окружающая среда (если верить теории Дарвина) должна (может по-максимуму) состоять из ОДИННАДЦАТИ НЕЗАВИСИМЫХ повторяющихся (самоподтверждающихся, действующих на человека) "территорий". Связь этих территорий между собой - дело очень непростое. Абы что не может быть такой территорией. Человек от "абы чего" просто гибнет (проверено на мышах). А тут предлагается рассмотреть весьма очевидный способ "связи территорий" - бабушки (со своей территорией), родители (со своей), дети (со своей). От такого подхода (аж три территории) действительно может качественно улучшится жизнь. Или ухудшится.

Интересная задачка.

#3 Anna

Anna

    Продвинутый пользователь

  • Проверенные
  • PipPipPip
  • 56 сообщений

Отправлено 24 Октябрь 2012 - 12:29

...Труда собрать и обработать информацию для имитационной модели - почти никакого. Написать программу - задачка для первокурсника...

Уважаемый СВН! Где же Вы таких умных первокурсников-то нашли, очень мне любопытно?

#4 СВН

СВН

    Продвинутый пользователь

  • Проверенные
  • PipPipPip
  • 115 сообщений

Отправлено 24 Октябрь 2012 - 12:44

Здравствуйте, прекрасная Анна.

Зашел я как-то намедни в парк Сокольники. Там справа от входа есть маленький домик. Называется "Иннопарк". Там для детей из начальной школы есть аттракцион - собери своего робота. На базе приборчика, похожего на фотоплетизмограф, между прочим.
Там светодиод светит на бумагу, а фотодиод отраженный свет собирает. От черного меньше отражается, от белого - больше. Вот и едет этот робот вдоль любой черной линии.
Я этот робот собрал. Как школьник. Порадовался своему интеллекту. Ведь академик Вотчал придумал фотоплетизмограф всего шестьдесят лет назад. И в широкой врачебной практике - это еще очень новый прибор. (Я тут на одном из форумов прочитал вопли инфекциониста, который доказывал "полную неэффективность фотоплетизмографа при лечении инфекционных заболеваний...". Видимо, у фонендоскопа или термометра терапевтическая эффективность выше.)
Так вот, стал я спорить в женщиной (в Иннопарке), которая руководит сборкой роботов. Стал доказывать, что ни один школьник не сможет написать программу для управления таким роботом. А меня отправили в Дом детского творчества (это там рядом). Да еще и проводили, чтобы не сбежал по дороге.
Так вот, программы для таких роботов пишут школьники пятого - седьмого класса. В парке после школы. И программы эти здорово сложнее, чем "датчик случайных чисел для имитационной модели".

Правда, медицинское образование принято называть "гуманитарным". Что, по-моему, является оскорблением, Вы как считаете? (Хотя мнение о врачах-гуманитариях часто подтверждается, если почитать разных "инфекционистов" из интернета)

#5 Линна

Линна

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 17 сообщений

Отправлено 29 Октябрь 2012 - 11:00

А что, правда, что Н.А. начинает вести курсы по имитационному моделированию физиологии для студентов? Или это он просто на семинарах развлекается?
Здорово было бы послушать что-то такое от студентов на конференции и комиссии 26 января. В конце концов, сколько можно бояться доказательной медицины? Все гомеопатия боится!!!
А здесь прямо и доказательная часть получается, и прогноз результатов экспериментов на базе статистики. И сразу сравнение эксперимента с прогнозной статистикой... Здорово бы было.

Например, взять адреналиновое управление ЧСС. С продолговатым мозгом (концентрацией в нем углекислого газа), иннервацией почек (общим и локальным градиентом адреналина в правых отделах сердца), и конечным замером концентрации углекислого газа в продолговатом мозге. Модель совсем простенькая, а какие графики можно построить. А какие картинки будут. И как классно сверять модель с измеренной ЧСС. И (с умным лицом) делать выводы по-поводу поражений (если есть СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ЗАМЕРЕННЫХ ДАННЫХ ОТ РАСЧЕТНЫХ). Пишу, и сама горжусь - какие умные слова я знаю!!!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных